Новый фильм Андрея Звягинцева "Елена".
Фильм в особой манере скрупулезного слежения за каждым движением героев, делающих совершенно обыденные вещи изо дня в день. Режиссер просто показывает день человека от момента его пробуждения до укладывания спать, не пропуская ни малейшей детали: как он умывается, идет на кухню, спускается в лифте, выезжает на машине - ежедневный путь каждого из героев, обычные вещи, обычные звуки, сопровождающие нас каждый день (вообще звуки и музыка - особая роль в фильме). И вот так же обычно приходит к главной героине решение убить мужа, и она это делает очень быстро, четко, и ни покаяния, ни возмездия картина нам не покажет.
Казалось бы нет динамики сюжета, быстроты и большого количества диалогов, а заставляет смотреть, не отрываясь, до конца. Идет показ такой бытовой правды, даже приземленной: детали квартиры каждого из героев, больницы - все мелочи показаны и укрупнены. А как показаны образы героев - внешние образы, лица... Нет ничего приглаженного, причесанного, гримированного - красивости нет. Крупно все изъяны лица, все морщинки - все как есть.
Причем все эти повседневные дела и перемещения героев , когда ты как бы идешь за ними неотступно, начинают вызывать чувство тревожности. И оно все нарастает, потому что ждешь, что вот должно же что-то выстрелить, не может так все закончиться, к чему-то эта жизнь должна привести... А вот заканчивается ... просто, как и у каждого из нас не происходит чего-то особенного или героического, или жуткого именно каждый день. Действительно, ни покаяния, ни возмездия.
Это такое психологическое кино, такая хирургическая правда о сегодняшнем человеке - причем со своей позицией. Но все эти позиции людей мотивированы простыми человеческими инстинктами. без пафоса идей и предназначений, действительно, как на столе у хирурга - вскрыты и предельно ясны. Как из века в век ясны мотивы всех движений людей - личная выгода личные амбиции, личные желания. Практически у всех одно и то же - размах потребностей и действий просто разный.
Вот в фильме и есть наш мир - сегодняшней Москвы с разным размахом: миры жителей "богатых" и "спальных районов".
Кроме режиссуры особое спасибо работе оператора, да в принципе всей команды - художника, композитора Все на своем месте. Все дополняет друг друга.
Про блистательную игру актеров и говорить нечего - как будто смотришь документальное кино, как будто никто не играет. Высший пилотаж.
Режиссер - Андрей Звягинцев, оператор - Михаил Кричман, главная героиня - Надежда Маркина.
Трейлер:

Елена и Владимир — пожилые супруги, принадлежащие разным социальным кругам. Владимир — богатый и холодный человек, а Елена — скромная и послушная жена. Они поздно встретились в жизни, и каждого из них есть дети от предыдущих браков. Сын Елены — безработный, который не может содержать свою семью и постоянно просит у Елены денег. Дочь Владимира — беззаботная молодая женщина, которая редко видится с отцом. Из-за сердечного приступа Владимир оказывается в больнице. Краткая, но полная нежности встреча с дочерью заставляет его принять важное решение: она унаследует все его состояние. Вернувшись из больницы, он сообщает об этом Елене. Все ее надежды оказать финансовую помощь сыну идут прахом. Тогда застенчивая и послушная домохозяйка придумывает план, как обеспечить своего сына и внуков.